
9 января завершились занятия на IV методическом онлайн-семинаре по вопросам преподавания астрономии в школе.
«Сложно было себе представить, что измученные дистантом учителя готовы будут шесть своих выходных потратить на онлайн-лекции, семинары и даже на выполнение домашнего задания! Однако около 80 участников из разных уголков нашей немаленькой страны абсолютно добровольно приняли полноценное участие в онлайн-семинаре для учителей астрономии в январские каникулы», – говорит научный руководитель семинара Мария Богданова.
В последний день учителя участвовали в дискуссии «Современные школьники и научный контент» и разбирали результаты творческого домашнего задания, своеобразной лабораторной на стыке физики и астрономии, выясняли, что общего у межзвездной среды и газовых законов в школьном курсе физики, и путешествовали по шкале времен, чтобы увидеть неразрывную связь между сверхбыстрыми процессами из мира элементарных частиц и жизнью всей Вселенной.
За эти шесть дней зимних каникул участники семинара, как обычно, успели много.
Узнали об атмосферных эффектах, с которыми сталкиваются ученые в наблюдениях, а школьники – в задачах, и о том, как превратить смартфон в лабораторию для изучения физики и астрономии, об истории создания, научном назначении и образовательном использовании МКС – самого крупного международного проекта в космосе, и о том, как мыслили движение планет и объясняли Вселенную в Древнем Египте, о перспективах обнаружения жизни внутри и за пределами Солнечной системы и о среде, в которой находится наша планета.
Познакомились с полезными онлайн-сервисами для работы на дистанте и интерактивным курсом астрономии для школьников старших классов, гражданской астрофизикой и научными онлайн-проектами, в которых могут участвовать школьники, а также новинками научно-популярной литературы.
Обсудили, чего недостает школьному курсу физики, чтобы стать посредником между учеником и большой наукой, и каким может быть кружок астрономии в XXI веке, а на
сессии вопросов и ответов – онлайн-экскурсию на телескопы Специальной астрофизической обсерватории РАН.
Участники семинара получат сертификаты от фонда «Траектория».
А педагоги, которые продемонстрировали самый творческий подход к выполнению домашней лабораторной, – научно-популярные книги, изданные при поддержке Фонда.
Из отзывов участников
«Спасибо за интересно проведенное время в дни новогодних праздников.
Для меня это было первое мероприятие такого формата и уровня, хотя в ютуб я подписана на ваши видео, частенько смотрю лекции и использую информацию в работе.
Тематика докладов была интересна и актуальна.
Понравилась атмосфера, которая была на семинаре: все были доброжелательные и почти тактичные. Не понравилось одно высказывание о том, что 30 % населения России думают, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. Это не правда! Что ж вы думаете, что одна треть россиян такие тёмные, что не знают даже таких элементарных вещей?
Я работаю в системе среднего профессионального образования. У нас астрономия введена с 2017 года, до этого как самостоятельный предмет не преподавалась, была лишь тема в физике – «Эволюция Вселенной», на которую выделялось 2 часа аудиторных занятий.
Сейчас в учебном плане на астрономию выделено 35 часов, изучается она во втором семестре, форма аттестации – недифференцированный зачёт.
Учебно-материальная база по предмету, как понимаете, пока почти нулевая. Поэтому и с преподаванием и с аттестацией пока вопросов остаётся много.
Хотелось бы, если в будущем вы будете проводить мероприятия подобного рода, чтобы уделялось внимание не только школьной астрономии. Ведь в системе среднего профессионального образования учится большое количество учащихся, пришедших из школ после 9 класса, и они тоже получают среднее образование, и поверьте, среди них очень много способных и интересных ребят, желающих получать знания.
Ещё раз огромное спасибо за вашу работу».
Н.Ю. Клочкова,
Геологоразведочный техникум Иркутского национального исследовательского
технического университета
#Астрономия #МетодическийСеминарпоАстрономии #Учителям