
Сейчас научное название есть примерно у 1,5 млн видов животных и растений; общее же число видов на Земле, по разным оценкам, от 3 млн до 100 млн, но, скорее всего, много больше. И всем им нужны имена. А кто и как их дает?
В своей книге биолог Стивен Хёрд делится историями, стоящими за названиями, которые даны в честь людей — исследователей, натуралистов, искателей приключений, даже политиков, писателей, художников и поп-певцов.
Книга выпущена в партнерстве фондом «Траектория» и издательством «Альпина-фикшн».
Стивен Хёрд. Усоногий рак Чарльза Дарвина и паук Дэвида Боуи: Как научные названия воспевают героев, авантюристов и негодяев./ Пер. с англ. Константина Рыбакова./ Научный редактор Сергей Ястребов. – М.: Альпина нон-фикшн, 2022.
За тысячами латинских названий скрываются тысячи историй, и автор затронул только малую их часть.
«Все знают, что наука бывает скучной и унылой, и больше всего навевают скуку латинские названия, которые мы даем растениям и животным. Эти названия часто бывают длинными, их невозможно ни произнести, ни запомнить, и в лучшем случае они воспринимаются как неизбежное зло, с которым студентам-биологам приходится иметь дело, зубря их наизусть в качестве ритуала посвящения в науку. Это знают все. И все ошибаются. Да, некоторые латинские названия сложны и непонятны, но другие просто волшебны».
– Стивен Хёрд
Вы, вероятно, удивитесь, узнав, что существует паук, названный в честь Дэвида Боуи, слепень, носящий имя Бейонсе, и медуза, названная именем Фрэнка Заппы. А это лишь некоторые примеры видов, носящих имена музыкантов, актеров и других знаменитостей.
Хёрд рассказывает поучительные, а подчас и скандальные истории, лежащие в основе таксономической номенклатуры, от самого Линнея, давшего мелкому неприятному сорняку имя своего научного соперника, до последней модной тенденции называть виды в честь идолов поп-культуры.
Эти истории — окно в закулисье науки и жизни ученых, они раскрывают удивительные связи между учеными, которые дают названия видам, людьми, которых они прославляют, и существами, которые носят эти названия.
Кто-то из ученых решал свои идеологические разногласия, обмениваясь нелицеприятными названиями, а кто-то дарил цветам или прекрасным медузам имена своих возлюбленных. Благодаря этим названиям мы сохраняем память о малоизвестных ученых-подвижниках, путешественниках и просто отважных людях, без которых были бы невозможны многие открытия в биологии.
Научные названия могут многое рассказать нам как о тех, кому они посвящены, так и об их авторах — их мировоззрении, пристрастиях и слабостях.
Об авторе
Стивен Хёрд (Stephen Heard) – профессор биологии Университета Нью-Брансуика, Канада.
Издание дополнено чудесными рисунками научного иллюстратора Эмили Дамстры, чьи работы известны по всему миру.
Из отзывов
В своей книге Стивен Хёрд рассказывает замечательные истории о том, что стоит за названиями видов, и одновременно объясняет, как ученые понимают мир природы. Читать ее — настоящее удовольствие.
– Карл Циммер, автор книги «Она смеется, как мать»
Отрывок из книги можно прочесть на сайте проекта «Сноб».
«Траектория» поддерживает издание лучших образцов российской и зарубежной научно-популярной литературы в рамках своего издательского проекта «Читальный зал».
Книга Стивена Хёрда выпущена при финансовой поддержке Н.В. Каторжнова.
#ЧитальныйЗалТраектория #Биология #Эволюция #АльпинаНонФикшн #Научпоп #СтивенХёрд