О конкурсе «Музейный десант» Фонда Потанина

(с 2021 года оператор конкурса – фонд «Траектория»)

Lagutin-Desant-Nasledie-i-jekonomika.jpg

АНТОН ЛАГУТИН, Деловой клуб «Наследие и экономика»

 

– Какую организацию вы представляете и по какой теме готовы предлагать стажировку для музейных работников?

Несколько лет назад я вошел в группу экспертов АНО «Деловой клуб «Наследие и экономика», где веду направление по консультированию и  обучению музейных работников современному музейному проектированию и, в том числе, экспозиционному проектированию.

– Какие компетенции вы считаете необходимо развивать современному «музейщику»?

Мне повезло, так как в своей жизни я больше всего занимался музейной экспозицией во всех ее аспектах, и кроме «насмотренности» интересных проектов есть еще и опыт разработки.

Считаю, что сейчас у музейных специалистов актуальны компетенции, связанные с навыками создания базовой научной и маркетинговой концепции конкретной экспозиции и/или всей экспозиционно-выставочной деятельности.

 

Никогда нельзя забывать про дизайн-проект и сценарий экспозиции, в большей степени это касается ответственных за выставочно-экспозиционную деятельность в музее.

– Какие проекты действительно необходимы в музеях и как они должны быть связаны с территорией (городом, селом и т.д.)?

По большому счету, в музее все должно идти от экспозиции – главной витрины и «выставки достижений музейного хозяйства». Любые проекты по взаимодействию с местным населением, с его детско-юношеской частью, а также с туристами, так или иначе должны быть связаны с действующей экспозицией музея. Все эти проекты должны работать в том числе на продвижение и развитие экспозиционно-выставочных продуктов музея.

При этом полноправными соавторами современной музейной экспозиции и отдельных выставок должны быть именно представители местного населения. Именно история повседневности сегодня является тем совершенно оправданным трендом, в русле которого работают наиболее значимые и динамично развивающиеся музеи мира.

– Какой у Вас опыт в музейной сфере и готовы быть ли вы передавать свой опыт музеям?

Пожалуй, из своего опыта выбрал бы компетенции по подготовке концепции развития музея, сценария музейной экспозиции, организации по созданию дизайн-проекта экспозиции или выставки «под ключ».

Несомненно, технологиями проектирования надо делиться. Любые навыки надо нарабатывать и постоянно обновлять, так как тренды в экспозиционной деятельности постоянно меняются, приходят новые цифровые технологии и формы экспонирования. Ключевой тренд сейчас это то, что посетитель больше приходит «впечатляться» в музей, получить эмоции, а не просто получить информацию.

– Кого бы Вы пригласили в музей, если бы выбрали номинацию «Институциональный опыт»?

Считаю, что целесообразно приглашать специалистов по созданию информационного сопровождения музейных экспозиций (например, Алексея Смирнова из Кирилло-Белозерского музея-заповедника).

И специалистов по внедрению театрализованных программ сопровождения музейной экспозиции (например, Наталью Киршину из отдела «Музей Семенково» Вологодского музея-заповедника).

А также музейных дизайнеров (например, Никиту Сазонова из Санкт-Петербурга).

Стоит поучиться у специалистов по превращению музея в центр «сборки» региональных (микро- и макрорегиональных) социокультурных проектов (например, у Марины Нургалиевой из Музейно-выставочного центра города Находка) … и многих других.

Программу всегда можно продумать под задачи музея.

– Что вы посоветуете коллегам из российского и международного опыта?

По роду своей деятельности мне удалось побывать в разных музеях России и мира. И, конечно, участникам конкурса «Музейный десант» я предложил бы отправиться в музеи столиц европейских городов – в Лондон и Амстердам.

 

Если необходимо получить «насмотренность» – по музеям, сопутствующим музеефицированным историко-культурным памятникам, это великолепный Музей Горгиппии (Анапа, Краснодарский край, Россия) и Музей Масады (Израиль).

Если говорить про музеи, связанные с «трудным наследием», это – Музей Варшавского восстания и Музей истории ГУЛАГа (Москва, Россия).

Много интересных экспозиций мы обсуждаем с коллегами в группе facebook «Музеевидение». Примеров множество, и это не только Москва и Санкт-Петербург.

9 июля 2021

 
Jarilina-Detskoe-Caricyno.png

ВЕРА ЯРИЛИНА, «Детское Царицыно»

– Что для вас индивидуальная траектория развития в музее?

Роль вдохновения в музейном деле очень велика. Лучшие выставочные и образовательные проекты получаются, когда специалист любит и чувствует тему проекта. Поэтому мне кажется, очень важно поддерживать интересы сотрудников и давать возможности для общения с коллегами, их разделяющими.

Для меня, например, большой интерес представляют музейные проекты, связанные с личными историями. Я постоянно наблюдаю за тем, что происходит в музеях на эту тему, мы с коллегами ходим\ездим друг к другу в гости: Музей истории ГУЛАГа, Музей Б. Ельцина, ГМЗ Петергоф, комплекс музеев в Учме – это все очень разные музеи, но в каждом из них есть сотрудники, для которых тема личной памяти важна и они с ней по-своему работают. Общение с коллегами поддерживает, дает новые идеи и, возможно, совместные проекты.  

 

– С чего бы вы начали, чтобы разработать личную стажировку?

  1. Определиться с тем, какая проблема вас беспокоит или, наоборот, что вас вдохновляет.

  2. Поискать те музеи или культурные институции, где уже работают с этой темой. Конечно, нужно искать лучшие.

 

Для этого можно узнать мнение коллег или самостоятельно посмотреть проекты, которые выиграли в последние годы гранты на эту тему или получили музейную награду.

Когда я подавала заявку на стажировку в «Музейном десанте», я изучала сайты музеев победителей и участников международной премии Kids in Museums. В тот момент мы в Музее «Царицыно» готовили международный выставочный проект с Музеем Виктории и Альберта. Поэтому основной базой для стажировки я выбрала VA и их Музей Детства.

Но также меня интересовали детские пространства, выставки и программы для семейной аудитории. Я написала письма в те музеи, которые меня заинтересовали, и мне все очень дружелюбно ответили, что будут рады увидеть меня в гостях.

 

– Что вы посоветуете коллегам из российского и международного опыта?

В этом году я, наверное, посоветую выбрать стажировки в России)). Я уже год жду возможности наконец реализовать свой грант со стажировкой в Лондоне, но еще верю, что все нормализуется.

Очень советую общаться и знакомиться с коллегами, смело пишите письма, подписывайтесь на социальные сети друг друга. Интересных музейных проектов сейчас много, и не обязательно они в столичных городах.

Мы получили большое количество заявок на участие в Музейном форуме по детским программам. Прекрасные проекты в Перми, Екатеринбурге, Владивостоке, но, конечно, Санкт-Петербург и Москва по количеству музеев вне конкуренции, можно очень много здесь успеть увидеть.

Кстати, отличная возможность для тех, кто работает с детьми в музеях, привязать стажировку в этом году к Форуму по детским программам, который состоится в Санкт-Петербурге в ноябре. Будет насыщенная программа с возможностью увидеть лучшие проекты и познакомиться с возможными партнерами.

В музей-заповедник «Царицыно» мы тоже всех приглашаем, с радостью расскажем про наш опыт создания Детского музея, работы с семейной аудиторией и волонтерами. @tsaritsyno_kids.       

 

– Кого бы вы пригласили в музей, если бы выступали в номинации «Институциональный опыт»?

Мне очень интересен опыт Пермской государственной художественной галереи, которая при поддержке химической компании «Метафракс» создает художественные выставки для детской аудитории.

Например, «Химия искусства» – попытка внятно, увлекательно и с юмором рассказать детям о произведениях классического искусства (живописи, графике, иконе, церковной скульптуре) и внутренней «кухне» художника. Кроме того, что это интересный вариант сотрудничества музея и производственной компании, к созданию выставки еще привлекались дети. Это опыт, который хотелось бы изучит и перенять.

1 июля 2021